Викии Вики
Advertisement
Викии Вики

Референдум — голосование, проводящееся среди всех участников вики по какому-либо поводу. Фактически какой-либо разницы между референдумом и обычным голосованием нет, но в некоторых случаях их разделяют: первые предназначены для решений вопросов по устройству вики, вторые же проводятся для более обыденных целей в виде выборов победителей на конкурсах и т.п.

Причины проведения референдумов

Чаще всего референдумы проходят на вики, где установилась демократия. Вопросы, которые решаются на них, бывают самыми различными: от выдачи статусов до принятия решений по поводу определённых действий.

Голосование по назначению участника администратором — фактически, тоже референдум

Однако иногда референдумы являются частью революций, когда целью участников является полное снятие администрации. Наиболее яркими примерами подобных событий можно назвать серию конфликтов на пространстве Содружества Шарарам Вики, когда на проектах в течение длительного времени бушевала борьба против участников /шв/, стремившихся к вовлечению вики, где они активно правили, в свою периферию. В обоих случаях сторонники независимости от Шарарам Вики активно использовали референдумы для продвижения своих идей.

Особенности референдумов

Цензы

Одной из наиболее важных деталей на любом референдуме является ценз (от лат. censeo — делаю опись) — определённый порог, который необходимо преодолеть, чтобы иметь право отдать голос. Чаще всего он выставляется с целью избежать накрутки голосов какими-либо способами или же лишить права голоса некоторые группы участников.

Наиболее распространённым является ценз по правкам, дабы отсеять малоактивных вкладчиков. Иногда ценз по правкам дополняется требованием внесения всех необходимых правок до начала голосования и/или наличием некоторого числа правок за определённый срок до голосования[1], чтобы запретить набивание правок в ходе референдума. Вторым распространённым цензом является ценз по дате регистрации на вики, чтобы новички не могли повлиять на итоги.

Люстрирование

Некоторым участникам запрещается отдавать свои голоса на референдумах по различным причинам. Чаще всего под люстрации попадают те, против кого направляется данное голосование (их голоса автоматически учитываются в их пользу) или же те, чья деятельность приносит вред википроекту[2]. Однако подобная деятельность не поощряется сотрудниками Фэндома, которые требуют отмены люстраций[3], чаще всего предлагая оставить простые баны взамен них.

Оценка референдумов

Участник выражает радость по поводу окончания смуты на Библиотеке Лосяша

Референдумы, проводимое в мирное время, не вызывают каких-либо негативных реакций на вики, ибо являются чаще всего привычным делом или затрагивают важные моменты. Однако, если референдумы начинают проводиться часто, это вызывает недовольство со стороны простых участников, т. к. любой референдум сопровождается массовыми оповещениями.

В период революций и конфликтов на вики референдум является «оружием пролетариата», но даже там при затягивании смуты сторонники перемен начинают терять поддержку народа, поскольку они просто устают от количества споров и пререканий, мешающих нормальной жизни на вики.

Примечания