Викии Вики
Advertisement
Викии Вики

Пример преследования с целью выпросить разблокировку

Преследование (также викиста́лкинг или сталкерство, от англ. to stalkпреследовать, подкрадываться) — разновидность нарушения на википроектах, выражающаяся в умышленном нанесении вреда участнику путём различных попыток помешать его вкладу и редактированию на вики.

Участник, занимающийся преследованием, называется преследователем, викиста́лкером или просто сталкером.

Причины

В отличие от угроз и оскорблений, преследование крайне редко является взаимным, и в нём обычно можно чётко проследить, кто является сталкером, а кто его жертвой.

Причин, порождающих сталкерство, очень много, и зачастую от них зависит способ преследования. Чаще всего корнем зла являются:

  • личная неприязнь преследователя к другому участнику, которая может возникнуть:
    • по личным причинам, не связанным с Фэндомом (например, если пользователи знакомы в реальной жизни);
    • из-за споров или конфликтов на Фэндоме;
    • из-за разногласий во взглядах на те или иные вопросы (например, преследование участников, придерживающихся противоположных политических взглядов);
    • из-за расы, национальности, родного языка, места проживания, возраста или религии преследуемого участника.
  • месть жертве за определённые действия на вики (это может быть, например, блокировка, лишение статуса, вандализм или иные нарушения и так далее);
  • троллинг, издевательство над незнакомыми участниками;
  • желание добиться от участника какой-либо информации или совершения определённого действия (например, преследователь может требовать от администратора разблокировки, преследуя его на других вики, где нарушитель не заблокирован).

Преследование также может использоваться как одно из средств ведения борьбы во время конфликтов между участниками.

Разновидности

Преследование как нарушение не имеет какой-то единой формы и может выражаться в очень разных действиях. Ниже будут описаны наиболее распространённые манеры поведения преследователей. Степень их агрессии во многом зависит от их целей — просто поиздеваться над участником, заставить его покинуть проект или же выпросить у него что-либо.

Классическое преследование

Наиболее простой и один из наиболее распространённых способов преследования — это оставление на стене обсуждения жертвы (на старой платформе — также в чате) сообщений гневного или оскорбительного характера. Часто такие сообщения могут включать в себя угрозы и/или различные требования, например покинуть проект, снять наложенную блокировку и так далее. В некоторых случаях эти требования содержат в себе определённые аргументы, далеко не всегда весомые. Так как на одной вики преследователь рискует быть быстро заблокированным, после каждой блокировки он перемещается на другой википроект, чтобы продолжить своё дело.

Помимо требований для вынуждения участника покинуть проект или усложнить ему жизнь на вики, сталкеры могут прибегнуть к давлению на пользователя, чтобы показать его бесполезность проекту. Для этого нарушитель начинает отслеживать вклад жертвы и целенаправленно критиковать его правки, причём эта критика далеко не всегда обоснована и чаще выглядит как надуманная или даже глупая. Кроме того, преследователь может оставлять на страницах обсуждения статей жертвы оскорбительные записи, откатывать его правки, вставлять в его статьи такие шаблоны как «Stub», «Устаревшая информация», «Стиль» и тому подобные, выставлять их на удаление. В особо тяжёлых случаях могут осуществляться вандальные атаки на статьи или даже википроекты преследуемого.

Если сталкер пытается преследовать администратора, он может также использовать в качестве критики публикацию различных жалоб на его административные действия, такие как блокировки, удаления статей и так далее; такое преследование обычно носит мстительный характер и характерно для участников, имевших или имеющих определённые разногласия с действующей администрацией.

Косвенное преследование

При косвенном преследовании сталкер критикует участника не напрямую, а пытается оклеветать его в глазах других участников или администраторов. Такие преследователи часто публикуют в адрес своей жертвы различные жалобы, нередко надуманные, пытаются помешать её общению с остальными участниками, оскорбляя и обвиняя в различных нарушениях или других неправильных действиях, даже если таковых не было на самом деле. Таким образом преследователь рассчитывает, что мнение о жертве в глазах викисообщества пошатнётся и тому станет некомфортно работать на вики. Порой косвенное преследование может использоваться как дополнение к классическому.

В особо тяжёлых случаях нарушителем могут создаваться оскорбительные записи в блоге или темы на форуме. Некоторые викисталкеры даже занимаются написанием оскорбительных статей. Правда, такие способы преследования малоэффективны, так как могут быть очень быстро пресечены.

Административное преследование

Особо опасной, но крайне редкой разновидностью преследования является административное, когда администратор или другой участник с определёнными флагами начинает чинить преграды обычному участнику. Администратору часто бывает проще заниматься преследованием, так как за счёт высокого положения в сообществе ему не так сложно «задавить» жертву и сделать его в глазах остальных участников нарушителем.

При административном преследовании могут практиковаться такие методы, как умышленный откат всех или значительной части правок жертвы, удаление публикуемых им статей, тем на форуме и записей в блоге, причём часто без адекватных на то причин. Кроме того, администратор может пригрозить участнику баном в чате, блокировкой, отзывом определённых наград или привилегий, установленных локальными правилами вики, а иногда и претворить угрозы в жизнь. В особо тяжёлых случаях администратор сам может стать объектом преследования бюрократа, если тот начнёт угрожать ему лишением статуса.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся эффективность этого метода, его использование маловыгодно самому нарушителю, так как в случае раскрытия преступления к нему будут применены санкции.

Борьба с преследованием

Преследование запрещено условиями использования Фэндома. Любой википреследователь может с лёгкостью попасть как под глобальную блокировку, так и под локальную. Условия использования гласят:

« <…> Принимая Соглашение, Вы обещаете не использовать Сервис любым способом, который противоречит Правилам сообщества. Кроме вышеперечисленного, Вы соглашаетесь не использовать Сайт, чтобы:
  • оскорблять, беспокоить, угрожать и запугивать других участников Викия; <…>
»

Если вы оказались жертвой преследователя, рекомендуется в первую очередь никак не реагировать на его сообщения, так как этого он от вас и ждет. Ни в коем случае нельзя огрызаться, отвечать взаимными оскорблениями или местью — всё это впоследствии может быть использовано против вас. Если вы понимаете, что у сталкера есть конкретная цель (например, вытребовать у вас снятие блокировки или возвращение статуса), и он не использует в своих сообщениях прямых оскорблений, можно попытаться завести с ним конструктивный разговор. Однако если нарушитель будет стоять на своем, рекомендуется просто перестать реагировать на него. Также не будет лишним отправить жалобу на нарушителя локальному администратору, помощнику или сотруднику Фэндома.