Викии Вики
Advertisement
Викии Вики

Пример оскорбления

Оскорбление — принижение чести и достоинства другого участника или стороннего реального лица[1]; может быть преднамеренным или случайным[2].

Описание

В основном оскорбления на Фэндоме встречаются в словесной форме. Хотя отдельный участник может, в силу своего мировоззрения, этических норм, эмоционального состояния или особенностей психики, посчитать оскорбительной и сравнительно безобидную реплику, об оскорблении как о нарушении обычно говорят в одном из трёх случаев:

  1. Когда используется грубая, вульгарная или негативно окрашенная лексика.
  2. Когда реплика принимает форму насмешки, злого сарказма.
  3. Когда реплика принимает форму (необоснованного или слабо обоснованного) обвинения в действиях, которые в данном обществе считаются низкими, недостойными, аморальными («ты вандал», «твой фанфик сплагиачен»; «ты живодёр», «ты педофил»), либо иным образом отсылает к таким действиям.

Всё это — необязательно в отношении только оскорблённого лица, но также плода его деятельности (например, статьи, фанфика); социальной группы или социального института, с которым он себя соотносит (википроект, викисоюз; страна, религия и т. п.); близких ему людей.

Точное определение нарушения разнится от проекта к проекту, зачастую оно весьма размыто.

Чаще всего с оскорблениями можно столкнуться в социальных расширениях (в обсуждениях, блогах, комментариях, на форуме, стенах и страницах обсуждения), где они могут публиковаться как напрямую, «в лицо», так и в общении с третьими лицами. На вики, где присутствует необходимость описания реально существующих людей, теоретически возможны оскорбительные статьи.

Наряду со словесной формой, распространены также оскорбительные файлы. Иногда как оскорбление может трактоваться и отдельное действие (к примеру, снятие статуса, удаление статьи), однако с точки зрения викиюриспруденции это весьма скользкий путь, сопряжённый с изрядной долей субъективности.

Причины

Причины, по которым один участник может оскорбить другого, различны; можно выделить основные:

  • Личная неприязнь к другому участнику — может возникнуть, помимо прочего:
    • по личным причинам, не связанным с Фэндомом (например, если пользователи знакомы в реальной жизни);
    • из-за споров или конфликтов на Фэндоме;
    • из-за разногласий во взглядах на те или иные вопросы, применительно к Фэндому, но и не только (например, разногласия в политических взглядах);
    • на почве нетерпимости: из-за национальности оскорблённого участника, пола, расовой принадлежности, родного языка, места проживания, религии, сексуальной ориентации и т. п.
  • Недовольство определёнными действиями оскорблённого, например:
    • нарушения оскорблённого (например, вандализм);
    • низкокачественные правки или статьи оскорблённого;
    • если оскорблённый — администратор, ими могут быть административные действия, такие как удаление статей, выдача блокировок, снятие статусов.
  • Поскольку оскорбления легко катализуют конфликт и провоцируют эмоциональную реакцию, ими нередко пользуются тролли, а также и травящие. Кроме того, оскорбления входят в репертуар некоторых вандалов.

Борьба

Условиями использования оскорблять или унижать участников строго запрещено, ровно как и на большинстве википроектов вне Фэндома:

« <…> Принимая Соглашение, Вы соглашаетесь не использовать Викия любым способом, который противоречит Руководящим принципам Викия, указанным здесь. Кроме вышеперечисленного, Вы соглашаетесь не использовать Викия, чтобы:
  • оскорблять, беспокоить, угрожать, запугивать других участников Викия или выдавать себя за другого участника Викия. <…>
»

На википроектах оскорбление обычно относят к менее тяжким нарушениям, но порой и его может оказаться достаточно для получения бана, особенно если оскорблений было много или же они сочетались с ещё какими-то провокационными действиями — например, флудом, разжиганием конфликтов, троллингом, вандализмом. Если оскорбления в адрес какого-либо участника продолжаются на других вики, блокировка может стать глобальной. Также оскорбления могут совершаться не только в адрес участника, но и какого-либо объекта или википроекта. Подобное также не приветствуется на Фэндоме.

Примечания

  1. Согласно КоАП РФ, статья 5.61
  2. Erving Goffman, Relations in Public (Penguin 1972), стр. 214
Advertisement